Джустинa Вaсилeвскa в фильмe «Сeрдцe любви». Фoтo: прeдoстaвлeнo пресс-службой фестиваля «Висла».
«Сердце любви» молодого режиссера Лукаша Рондуды, который по совместительству является еще и куратором Варшавского музея современного искусства, что чувствуется в фильме, — радикальное высказывание. Фильм повествует о звездах польского андеграунда — поэте и начинающем художнике Зузанне Бартошек и более зрелом художнике-визуалисте и музыканте Войтеке Бомковском. Он успел поучаствовать в конкурсе Роттердамского кинофестиваля прошлого года. Взаимоотношения экстравагантной пары безупречно сыграны выразительными актерами Джустиной Василевской и Яцеком Понедзялеком. Они могут шокировать. Герои, как и их прототипы, зажигаются от непредсказуемости и безбашенности друг друга. Для них не существует грани между жизнью и искусством, а размолвка может обернуться художественной акцией. Одно порождает другое. Зузанна и Войтек пребывают в перманентном соревновании, не выходят из состояния нарциссизма. Каждому из них важно взять верх над другим, доминировать, подчинить своего партнера. Войтек — мастер перформанса. Во время одного из них он повторяет «яблоки с запахом колбасы из холодильника», включает бытовые приборы, производя магическое воздействие на своих зрителей. Идеи ему едва ли не ежедневно поставляет жена. Оставшись одна в квартире, Зузанна включает все краны. Вода переполняет ванну и раковины, шумит стиральная машина, приведены в движение все другие предметы бытовой техники, имеющиеся под рукой. Эта «музыка сфер» звучит, грохочет весь день и способна свести с ума, но только героев картины. В какой-то момент Войтеку надоедают фокусы его спутницы, и он решает покинуть их общий дом. Но никуда не уйдет, только просунет ногу в дверной проем, сделает вид, что она застряла, а значит, захлопнуть дверь невозможно.
Каролина Грушка и Матеуш Лицкиндорф в фильме «Счастье мира».
Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Висла».
Зузанна — лысая. Ее тело покрыто красными пятнами. Она зачем-то посещает врача, хотя всему находит свое экзистенциальное объяснение, дает странные определения своим недугам. Гладкая как яйцо голова не доставляет ей переживаний. «Облысение придает мне харизмы», — заявляет она. И Войтек со своей любовью тому подтверждение. Эти двое живут как герои перформанса, который становится для них защитой от внешнего мира, не такого уж и доброжелательного по отношению к ним.
В «Панораме польского кино» представили «Счастье мира» Михала Росы о событиях в Силезии 1939 го и последующих годах войны. Как рассказывают в страшилках дети, в одном сером-сером доме, одиноко стоящем вдали… В этом строении, периодически возникающем на экране, жили долго и счастливо очень разные люди: поляки, евреи, немцы, силезцы. Так бы все и продолжалось, если бы не война, напугавшая их окончательно и бесповоротно, выявившая самое худшее, что только может быть в человеке. Красавица еврейка сводит с ума всех мужчин — поляка, немца, силезца. Даже 12 летний подросток испытывает к ней непонятное для него чувство. Розовое мыло, которое он подаст своей прекрасной даме, буквально дышащей духами и туманами, станет для него чем-то сакральным на всю жизнь. А потом красавица еврейка сгинет, словно и не было ее на планете. Останется в ящике ее шкафа тот самый кусочек розового мыла.
Богиню дома сыграла одна из самых красивых актрис не одного лишь польского, но европейского кино Каролина Грушка. Она жена российского драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева. На вопрос немецкого офицера о роде деятельности героиня Грушки ответит: «Я счастье мира». Она и в самом деле напоминает инопланетное существо, словно сошедшее с небес в несовершенный земной мир, хотя чего-чего, а прекрасной плоти не лишена. Искусство обольщения актриса продемонстрирует в полную силу, так что мужская часть зрительской аудитории замрет от восторга.