Государственно-частное партнерство в Беларуси: есть ли шансы у попытки номер два

Пaлaтa прeдстaвитeлeй 14   июня принялa зaкoн «O   внeсeнии дoпoлнeний и   измeнeний в   нeкoтoрыe зaкoны Рeспублики Беларусь по   вопросам государственно-частного партнерства», уже в   ближайшее время документ поступит на   подпись президенту. TUT.BY выяснял, заработает   ли широко используемый в   мире и   очень нужный Беларуси инструмент, если документ будет подписан в   нынешнем виде.



Фото: Reuters

Партнер юридической фирмы Arzinger&Partners Дмитрий Вильтовский обращает внимание на   ключевые изменения в   законопроекте:


—   объекты инфраструктуры смогут передаваться частным лицам во   владение, пользование (в   том числе в   безвозмездное) для реализации проектов в   сфере ГЧП,


—   иностранные лица не   могут заключать соглашение о   государственно-частном партнерстве,


—   теперь ГЧП может осуществляться в   отношении объектов инфраструктуры в   сфере информационных и   телекоммуникационных технологий,


—   обоснованные расходы частных юридических лиц по   подготовке предложения о   реализации проекта в   сфере ГЧП (технико-экономического обоснования, юридические услуги и   т.п.) подлежат возмещению победителем конкурса,


—   установлены конкурсные процедуры: двухэтапный конкурс включает в   себя предварительный отбор участников конкурса и   определение победителя конкурса, трехэтапный конкурс   — предварительный отбор, проведение консультаций с   включенными в   список участниками конкурса, определение победителя конкурса,


—   участникам конкурса предоставлено право обжаловать действия (бездействие) и   решения комиссии по   проведению конкурса.


«То, что иностранная организация не   может заключать соглашение о   ГЧП, существенно снижает интерес иностранных инвесторов. Отмечу, что законодательство, регулирующее заключение инвестиционных договоров в   Беларуси, позволяет иностранным гражданам и   юридическим лицам заключать такие договоры»,   — поясняет Вильтовский.


Государственно-частное партнерство как институт хоть и   существовал в   Беларуси с   2015 года, но   пока не   привел к   реализованным инвестиционным проектам. Во-многом это происходило из-за остающихся правовых барьеров и   несовершенства законодательства, констатирует юрист. К   примеру, только в   2019-м году планируется начать первый из   ранее объявленных проектов в   области ГЧП, реконструкцию Полесской магистрали M-10, которую поддержал Европейский банк реконструкции и   развития. Разрабатывал проект Центр ГЧП при Минэкономики. Второй проект, который появился в   2017 году, связан со   строительством детских садов в   Минской области.


На   вопрос, могло   ли быть таких проектов больше, Вильтовский отмечает   — и   да, и   нет. «Процедура отбора проектов остается сильно забюрократизированной, и   поправки в   закон, к   сожалению, не   упрощают этот механизм. К   тому   же, мы   помним, что не   всегда частный интерес (вопрос зарабатывания денег) сходится с   государственным, например, в   случае строительства тех   же детских садов. Сейчас нет простого и   быстрого по   времени реализации, дешевого порядка подготовки и   выбора предложений о   реализации таких проектов»,   — аргументирует юрист.


Сегодня этот вопрос регулируется соответствующим положением, утвержденным постановлением Совмина и, субъективно, этот порядок не   соответствует критериям взаимовыгодного сотрудничества, считает эксперт. «Уверен, что не   стоит останавливаться на   проекте изменений в   существующий закон. Дорабатывать и   упрощать нужно и   подзаконные акты»,   — предлагает Вильтовский.



Сегодня процедура выглядит так. Разработанная и   утвержденная частным инициатором концепция вносится заинтересованному органу. Далее:


1. Заинтересованный орган проводит оценку концепции, руководствуясь критериями: соответствие проекта государственно-частного партнерства целям и   задачам государственно-частного партнерства; направленность проекта государственно-частного партнерства на   повышение качества госуслуг и   объема их   оказания; наличие положительных экологических или социально-экономических последствий при реализации проекта ГЧП; способствование более эффективному выполнению заинтересованным органом возложенных на   него функций.


2. По   результатам рассмотрения концепции заинтересованный орган принимает решение о   ее   одобрении либо отказе в   одобрении.


3. Далее государственный инициатор направляет концепцию республиканским органам госуправления, иным госорганизациям, подчиненным правительству, местным исполнительным и   распорядительным органам на   согласование в   соответствии с   их   компетенцией.


4…И это еще не   все. При получении положительного заключения по   концепции государственный инициатор либо заинтересованный орган в   течение пяти рабочих дней направляет концепцию в   Министерство экономики для внесения на   рассмотрение Межведомственного совета.


5. И т.д.



«Надеемся, со   вступлением в   действие настоящего закона, процедура будет существенно изменена»,   — резюмирует юрист.


Государственно-частное партнерство   — это один из   инструментов финансирования инвестиционных проектов. В   Европейском союзе и   по   всему миру ГЧП-проектами становятся: автодороги, больницы, мусороперерабатывающие заводы, гидроэлектростанции и   др. объекты. Такие примеры в   прошлом и   публиковались на   сайте белорусского Центра ГЧП.




Для бизнеса и   кредиторов эти проекты интересны залоговыми гарантиями и   возвратом вложений. Государству   — интересно непрямое финансовое участие и   отсутствие дополнительной нагрузки на   бюджет. Есть социальный объект или другой объект инфраструктуры, который нужно привести в   порядок, он   может приносить доход, но   источников финансирования прямо сейчас в   бюджете не   хватает   — с   высокой долей вероятности это проект, который подойдет для ГЧП.



Как это может работать на   примере возможной реконструкции автомобильной дороги:


—   заключается соглашение о   государственно-частном партнерстве;


—   частный партнер находит средства, например, банковский кредит под залог объекта инфраструктуры;


—   в   течение зафиксированного в   договоре времени частный партнер выполняет требования государства (реконструирует дорогу до   1 категории);


—   после реконструкции и   приемки объекта государство принимает решение о   том, что дорога становится платной (заранее оговаривается в   соглашении о   ГЧП)


—   начинается период эксплуатации, определенный договором о   ГЧП, например, он   длится 20 лет;


—   оставаясь в   государственной собственности, дорога либо обслуживается частным партнером, либо продолжает обслуживаться госструктурой;


—   с   момента окончания реконструкции и   начала эксплуатации дороги суммы, взимаемые с   иностранных транспортных средств в   качестве платы за   проезд, переводятся на   счет частного партнера (кредиторов) проекта ГЧП;


—   по   окончании действия договора о   ГЧП объект инфраструктуры остается в   собственности государства, и   теперь уже государство вновь в   полной мере отвечает за   объект   — не   только обслуживает его, но   и   получает доход.



Пока   же, до   принятия закона «О   внесении дополнений и   изменений в   некоторые законы Республики Беларусь по   вопросам государственно-частного партнерства», всех необходимых поправок и   подзаконных актов, регламентирующих «правила игры», крупные инфраструктурные инвестпроекты, как правило, заключались либо через форму отдельных указов главы государства, либо, в   единичных случаях в   сфере энергетики, по   схеме   ВОТ (Build   — Operate   — Transfer). В   прочем, эта схема так и   не   получила широкого распространения.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.