Культурный шок. В Ивано-Франковске прошел грандиозный праздник

Небольшой западноукраинский региональный центр прошел сеанс культурной терапии для регионов.

На днях в Ивано-Франковске состоялся Международный фестиваль современного искусства ПОРТО-ФРАНКО ГОГОЛЬFEST. Он связан известный митрополит фестиваль и местные креативную команду.

Результатом было беспрецедентное для региональный Украинский культурный событие, которое насчитывало более 100 мероприятий в направлениях театра, музыки, изобразительного искусства, кино и литературы. Докладчик разделяет впечатления участников о самых необычных и незабываемых событий фестиваля, пишет Алексей Гвоздь в № 24 издания от 24 июня 2016.

Железнодорожные барокко

Поздно ночью, чтобы попасть в номера, ивано-франковского железнодорожного вокзала, приходится протискиваться через толпу. Похоже на какое-то сцену массовой эвакуации в старом фильме о войне. Просто никто в руки не клади, и место свидания крики — приглушенные, торжественный гул, как будто в фойе театра перед премьерой.

Внимание общественности фокусируется по центру зала. Есть подиум, вокруг которого держит оцепление волонтеры в черных футболках с названием фестиваля. И без того плотная толпа по-прежнему растет: пожилые дамы платье, и короткие, стриженные подростков в спортивных шортах, журналисты с фотокамерами, стильные студенты, мамы с детьми…

Когда в комнате, кажется, что начинает трещать по швам, волонтеры создают в толпе живой группы. Станция взрывается аплодисментами, и на подиум выходят музыканты, ивано-франковского камерный оркестр » HARMONIA NOBILE. Последним на сцене появляется оперная звезда Лена Белкина — девушка ведет себя спокойно и естественно, как в привычной обстановке концертного зала.

Фото ПОРТО-ФРАНКО ГОГОЛЬFEST

Лена Белкина, однако, сразу же решил дать концерт на вокзале

В момент, когда начинает играть музыка, потрясающий. Скрипка и виолончель звучит, как в соборе, — оказывается, что вокзал-это же акустика. Голос Белкиной органично вписывается в непривычную среду — сложную барочную музыку не портит даже шум товарного поезда, который идет вокруг станции.

— Я впервые в жизни услышала площади музыки «вживую». Теперь он хотел получить на реальную оперу — никогда не думала, что это так весело, — делится со мной впечатлениями, ивано-франковская девушка Мария.

После окончания концерта публика расходится, и я могу кратко поговорить с Леной Белкиной. В Ивано-Франковске это всего лишь на несколько часов, и ее приход сюда — явление из ряда вон. Как объяснили позже организаторы фестиваля, расписание Lena расписан на несколько лет вперед. 27-летняя оперная звезда, детство, которое прошло в Джанкое, уже несколько лет выступает на оперных сценах в Вене, Лейпциге, Токио, Мадриде и других культурных столиц.

— Для меня концерт в Ивано-Франковске — это замечательный опыт. И организаторы схитрили — сначала просто пригласили на фестиваль, и только потом она призналась, что выступления будут проводиться на вокзале.

— На основании вашего опыта, часто ли современная оперная музыка покидает пределы концертных залов, и звучит это в таком нетрадиционном формате?

— Все виды искусства развиваются и трансформируются, opera — не исключение. Сегодня уже мало интересно кринолиновые платья и атмосфера позапрошлого века. Поэтому все больше производителей пытаются обновить оперу, чтобы привлечь новую аудиторию, выйти за рамки традиции. Хотя по-прежнему железнодорожный вокзал — это действительно смелый эксперимент.

— Почему смелый? Что вас больше всего смутило?

— Музыка барокко камерная, а затем собрал так много народу — было не ясно, как будет воспринимать искусство неподготовленная публика. Тем более, что вокзалом — довольно шумное место, я боялась, как бы это не помешало производительность.

— И когда во время концерта вокруг станции был проведен грузовой поезд, шум не помешал?

— Действительно приближается поезд? Честно говоря, я не заметил, — смеется певица.

Децентрализация в действии

Одна из акций фестиваля начинается на обычной автобусной остановке. Это единственное, опубликованные ранее события, что происходит, не в историческом центре. Кроме того, несколько счастливчиков журналистов, которые заранее договорились с организаторами, акцию увидят случайные пассажиры городских автобусов.

Суть эксперимента под названием Децентрализация — выяснить, как будут реагировать случайные люди на современную академическую музыку в общественном транспорте. Несколько музыкантов Национального академического духового оркестра Украины сядут на автобус, следуя на окраине города, и они будут выполнять работы, простые и любимые, что среди небольшой горстки ценителей.

Музыкант, с которым я буду путешествовать по городу, играет на кларнете. Высокий парень в темных очках с инструментом в руке значительно выделяется среди других пассажиров, хотя, кажется, не обращают на него внимания. Кларнетист сидит на заднем сиденье и начинает извлекать ноты. Мы трогаемся с места, и буквально в течение нескольких секунд, пассажиры начинают вращаться, потому что понял, что происходит что-то странное.

Кларнет, элегантно звучит как в какой-то сцене, в ограниченном пространстве, автобус издает резкий и местами даже неприятные звуки. Да и репертуар выбран, что называется, не для широкой аудитории.

— Что это за мерзость! — начинает возмущаться пожилая женщина, глядя из небольшой книжки, кажется, что религиозное содержание. Но тогда женщина стушевывается и дальше едет, обижено поджав губы.

Водитель, у которого уже есть интервью на тему отношения к современному искусству, смирился с ситуацией и ситуацию не комментирует. Да и другие пассажиры, через несколько остановок, кажется, уже привыкли к необычным звукам.

Фото ПОРТО-ФРАНКО ГОГОЛЬFEST

Пассажирские автобусы невольно стали зрителями и слушателями фестиваля

В какой-то момент воздух начинает наэлектризовываться. Маршрутка уже отъехала далеко от центра, часть пассажиров вышла и удалось подписать новые — жители спальных районов. Большой человек с рабочим лицом, который стоит рядом со мной, недовольно сопит, глядя на музыканта и медленно багровеет.

— Что вы здесь играете? Почему ты людям мешаешь ехать нормально? — срывается, наконец.

Я пытаюсь его успокоить, но без особого эффекта.

— Ты что, оглох? Иди домой играть! Сейчас я тебя выведу отсюда! — распаляется все больше и больше, обращаются к музыканту.

И то за музыканта неожиданно вступаются другие пассажиры автобусов.

— Это настоящая музыка, и нужно, чтобы только шансон в маршрутках играл? — повышает голос безобидного вида студент. К ней присоединяется женщина старше:

— Стыдно вам должно быть. Вы делаете, что вы не знаете, какое сейчас мероприятие в городе происходит? И еще в Европу хочет! Не нравится — подразделение в другом автобусе.

Огорошенный таким отпором человек останавливается. Другие пассажиры расслабляются, видя, что конфликт исчерпан. Тем не менее, всего через остановку нам с музыкантом пришло время идти. Децентрализация прошла.

Во время визита в клетке

Зритель, пришедший на спектакль Собачья будка основатель ГОГОЛЬFEST режиссера Владислава Троицкого, испытывает первый шок еще до начала спектакля, только войдя в зал. Вместо театральной сцены с декорациями и видишь огромную двухэтажную железную клетку.

В этой ячейке будут играть актеры, в нем — зрительские места. Собачья будка — работу на злобу дня. Здесь оголяются самые откровенные и нелицеприятные вопросы о жизни современной Украины и на уровне сознания каждого человека.

Первое действие спектакль не для слабонервных. Зрители сидят на втором этаже клетки, и внизу, под металлической решеткой играют актеры. На первом этаже — что-то среднее между нацистским концлагерем и рельсы из антиутопической литературы. Большая часть актеров, одетых в лохмотья — рабы, которые ухаживают несколько надсмотрщиков.

Практически все первое действие воспроизводит один день из жизни этого концентрационного лагеря. Надсмотрщики издеваются заключенных, жрать под звуки российской попсы, заключенных в перерывах между истязаниями поют украинские народные песни. Крики, нелепые, нервирующие ситуации, сцены физического насилия… Эмоции не из лучших, противнее только понимание, что аллегория описывает современного украинского общества, частью которого вы только что «в клетке» чувствуется особенно остро.

Второе действие происходит в темноте. Актеры играют на различных музыкальных инструментах, поют и произносят монологи разных авторов. После шока первое действие это почти медитация.

Фото ПОРТО-ФРАНКО ГОГОЛЬFEST

Собачья будка — спектакль, который учит нас, что за свободу нужно бороться

Действие начинается с того, что потолок клетки над зрителями с которым планшетом. В полной темноте два актера готовятся оценка доски, гвозди — символические похороны зрителей. Но перед этим они дают возможность отказаться от такой судьбы.

— Вы кто? Какого рода-племени? Возможно у вас есть какие-то песни? Может вы гимн споете? — провоцирует, актер, светя фонариком через доски.

Зрители молчат. На помощь приходят другие актеры, которые начинают петь украинский гимн. В темном зале звучит мощно, но совсем без пафоса.

На самом деле, это главный вопрос производительности — способен ли ты сделать что-то сам, или ты будешь спокойно сидеть, пассивно наблюдая за свою жизнь

Влад Троицкий, режиссер

— Обычно в такие моменты в других городах Украины зрители начинают петь — с нетерпением жду реакции аудитории, » говорит Троицы после спектакля. — На гастролях во Франции был случай, когда зрители начали выбивать доски и пели Марсельезу. На самом деле, это главный вопрос производительности — способен ли ты сделать что-то сам, или ты будешь спокойно сидеть, пассивно наблюдая за свою жизнь.

— Так должно было быть с аудиторией пре-испытания проводить, — шутит кто-то из аудитории.

К свободе нужно быть готовым всегда…

Шансы на развитие

Здание Ивано-Франковской управления — это объемные серые советской конструкции, который похож на комод, — точная копия их коллеги в других областных центрах.

Общая архитектура площади перед этим зданием выдержана в тех же строгих тонах. На правой стороне площади жилой дом, стены которого выделяется из общей картины пятном. Это работа Димы Микитенко, художник, который в прошлом году получил приз лондонской галерее современного искусства Saatchi.

Абстрактные разноцветные цифры выглядят малопонятно, но интересно. Мурал возле администрации — один из четырех, созданных во время фестиваля в Ивано-Франковске. Рядом местные тележурналисты проводят опрос населения.

— Вам нравится то, что нарисовано на стене?

— Да. Больше такого в городе, — отвечает одетый в те же яркие, как на стену, цвет студент.

— Я не думаю, что это искусство. Здесь не понятно вообще что, — говорит женщина в деловом костюме.

— Я не понимаю, что здесь нарисовано, но лучше пусть будет, чем просто серая стена, — с улыбкой подвыпивший мужичок.

Подслушиваю ответы. Из двух десятков опрошенных большая часть к искусству относится положительно. Хотя немало и тех, кто категорически не принимает такой «вандализм».

— У нас в стране вообще очень плохо разбирается в культуре. В современном визуальном искусстве — то же самое. Поэтому никто не ожидал, что все население небольшого Ивано-Франковск будет весьма этими картинами. С другой стороны, это город, который вы выбрали европейское направление развития. И двигать его в этом направлении, современное искусство — обязательный элемент, — говорит куратор визуальной программы ПОРТО-ФРАНКО ГОГОЛЬFEST darina Кольцова.

— Но зачем навязывать современное искусство людям, большинство из них его и не будет понимать?

— В чем это шоковая терапия. Люди видят, что это в принципе возможно. И местные художники обращаются на меня с благодарностью и говорят, что после этих, условно говоря, «радикально» экспериментов, им будет легче продвигать в этом городе что-то новое.

***

Этот материал опубликован в № 24 журнала Корреспондент от 24 июня 2016. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net можно ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.