Уровень культуры — это вопрос безопасности. Интервью с директором ГОГОЛЬFEST

Директор ГОГОЛЬFEST Максим Демский дал интервью журналу Корреспондент.

В Ивано-Франковске готовятся массовые культурные мероприятия. 8-12. июня город станет площадкой для фестиваля ПОРТО-ФРАНКО GOGOLFEST — международного проекта, масштабы, которых ранее могли себе позволить, они знали, что Киев, Одесса или Львов, пишет Алексей Гвоздь в № 21 издания 3. июня 2016.

«Большинство фестивалей действительно проводятся в крупных городах. У всех на слуху Одесский кинофестиваль, Форум книгоиздателей во Львове, в столице — Docudays или Юности. Остальные страны в этом отношении — мертвая зона, — говорит арт-директор фестиваля Иван Демский. — Мы узнали о том, что происходит на периферии, только если там произойдет какая-то трагедия или катастрофа, которая будет привлекать внимание средств массовой информации.

Громкое культурное событие международного масштаба в небольшом Ивано-Франковске — это явление, которого, может быть, в Украине еще не было. Тем более, что проект единого усилия сразу двух игроков: киев фестиваль современного искусства ГОГОЛЬFEST и очень интересное, оригинальное, но мало известного широкой общественности, ивано-франковского фестиваля «Порто-Франко».

Демский говорит, что еще одной особенностью является мультидисциплинарность события. В одном времени и пространстве фестиваль представляет театр, альтернативный и академической музыки, хореография, перформанс, визуальные искусства, кино, литературы и даже эко-направление. И в некоторых точках, эти направления взаимодействуют между собой, создавая новые синтетические жанры. Подобных фестивалей у нас пока нет.

— Почему для проведения такого большого мероприятия в небольшом Ивано-Франковске? Тем более в такое трудное время, когда большинство людей точно не в арт-фестивали.

— Одна из ошибок, которые сегодня дорого нам стоит, неправильной оценки важности культурных событий. За годы независимости власть практически не обращала внимания на развитие культуры в регионах, и все-таки то, что в первую очередь формируют сознание человека, его мировоззрение, самоидентификацию, как гражданина своей страны.

В результате мы получили огромное количество людей, мышления и идеологии, которая позволяет приветствовать присоединение Крыма, искренне поддерживать создание самопровозглашенных республик и предположить, что власть в Киеве захватили фашисты.

Уровень культуры надо повышать по всей стране, потому что в определенной степени это вопрос безопасности. Теперь упор делают в основном на востоке и меньше уделять внимания другим областям, но не следует думать, что там все так хорошо

Уровень культуры надо повышать по всей стране, потому что в определенной степени это вопрос безопасности. Теперь упор делают в основном на востоке и меньше уделять внимания другим областям, но не следует думать, что там все так хорошо. Взять, например, историю автономии Закарпатья или сепаратистские движения в Одесской области.

И одним из инструментов решения этих проблем — культура. Именно она может выполнять роль центрообразующей силы, которая способна объединить восток и запад, правые и левые, в определенном пространстве, где люди понимают, что их мнения могут быть разные, но необходимо выработать единую позицию. А также определить направление развития страны, которое бы устроило всех.

— Но изменить ситуацию в целом, одного фестиваля современного искусства слишком мало…

— В самом деле PORTOFRANKO GOGOLFEST — пилот широкого проекта под названием » Европейская столица Украины. Это отечественный вариант проекта культурная столица Европы, которая в ЕС существует уже 30 лет. Каждый год один из Европейских городов объявлен культурной столицей. И на этот город стоит значительных финансовых средств. В результате в течение года там происходит много культурных событий, которые привлекают вал туристов из других стран и популяризируют город.

Сейчас команда ГОГОЛЬFEST под руководством президента фестиваля, режиссера Влада Троицкого вместе с единомышленниками, в переговоры с Министерством культуры о возможности запуска такого проекта.

Эта концепция будет решать важные для Украины в отсутствии культурного менеджмента. Инициативные группы, которые будут создавать «культурный капитал» в своих регионах, могут стать профессиональный кадровый ресурс, который может помочь культуре страны выйти из дотационного малоразвитого состояния и превратить в качественный продукт, привлечения частных и международных инвестиций. Чтобы выйти на международную арену.

— Каких ресурсов требует подобный фестиваль? Как удалось найти для Ивано-Франковска?

Фестиваль был бы невозможен, если бы ему в первую очередь поддерживали в своем регионе. Когда в декабре прошлого года мы выступили с инициативой проведения фестиваля, идею сразу же поддержали, и на различных уровнях.

Соорганизаторами стали представители творческой элиты города. Костяк команды составили директор областного драматического театра Ростислав Держипильский, бывший главный архитектор Владимир Гайдар и представитель фестиваля PortoFranko композитор Роман Григорив.

Что очень важно, проект бы поддержать и местные органы власти. И это как на уровне города, и на уровне области решено, что такое мероприятие необходимо. Помогли с правами и административных вопросов, выделили определенную сумму из нашего бюджета.

Большую часть расходов взял на себя два частных фонда, и несколько коммерческих спонсоров. Спасли партнеры, с которыми мы работаем в Киеве. Они согласились предоставить технику почти в два раза дешевле, чем рыночная стоимость.

— Чем руководствуются люди, вкладывающие деньги в фестиваль современного искусства? Вряд ли такое действие можно назвать выгодным.

Фестиваль является выгодным с точки зрения прямых финансовых компенсаций. Это помогает развитию городских мест, имидж города. Есть люди, которые заинтересованы развивать не только какие-то местечковые предприятий и региона в целом. Они, например, понимают, что инвестиции всего за 2 млн. долларов (примерно такой бюджет фестиваля), чтобы привлечь туристов в этой области — это что-то. Непосредственного участия людей с помощью маркетинга и рекламы будет стоить дороже.

— Сколько посетителей вы рассчитываете привлечь? Тем не менее, театр, хореография, артхаусное кино и современного визуального искусства не рассчитаны на массовую аудиторию.

— Мы в курсе. Создавая программу, мы намеренно включили есть более популярные вещи. В частности, альтернативная музыка, которая точно привлечет много людей. Но, с другой стороны, чтобы создать для широкой аудитории, его сначала нужно обучить. Поэтому мы пытаемся различными способами получить некоторые очень специализированные, не массовый, что до обычного зрителя. Например, в одном из выступлений профессиональные музыканты будут весь день ездить в Ивано-Франковских маршрутках, которые отвечают современной академической работы.

Главное здесь — дать возможность людям попробовать это искусство, чтобы у них начал развиваться вкус к таким вещам.

— О дегустации искусства не только говорит Влад троицкий в контексте ГОГОЛЬFEST. Не было бы фестиваля в Франковске миниатюрная копия киевского фестиваля?

— Все-таки это разные проекты. Хотя киев кураторы и создают часть содержания, PORTOFRANKO GOGOLFEST в первую очередь ивано-франковский фестиваль. Это касается как финансовой, организационной составляющей, так и максимальное использование местных контентного ресурса — художников, музыкантов, творческих коллективов. Даже те проекты, которые делают кураторы ГОГОЛЬFEST, тесно интегрированы в местную атмосферу, созданную специально для этого города.

***

Этот материал опубликован в № 21 журнала Корреспондент от 3. июня 2016. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net можно ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.