Влaсти прoaнaлизируют прaктику примeнeния oднoгo из сaмыx прoблeмныx для бизнеса указов, указа № 488 от 23 октября 2012 года о борьбе с лжепредпринимательской деятельностью, сообщается на сайте Совета по развитию предпринимательства. «Жертвами» этого документа нередко становились и добросовестные субъекты хозяйствования.
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Анализ результатов действия документа проводят по поручению президента. «Результатом работы будут являться предложения по внесению изменений в указ с целью защиты добросовестных субъектов предпринимательской деятельности», — отмечают эксперты.
Работа будет проводиться с участием представителей Администрации президента, Комитета госконтроля, других госорганов и Совета по развитию предпринимательства.
Совет по развитию предпринимательства в ноябре инициировал изменения в указ № 488. Эксперты отмечали, что для защиты добросовестного бизнеса следует ограничить срок ретроспективного применения норм документа, а также обеспечить презумпцию невиновности субъектов при их проверках.
Во-первых, у добросовестных контрагентов нет достаточных механизмов, чтобы себя обезопасить. Для минимизации риска юристы рекомендуют субъектам не только отслеживать данные реестра коммерческих организаций и предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, но и выполнять целый ряд несвойственных, отвлекающих от основной деятельности функций. «Даже если при заключении контракта с компанией или предпринимателем в реестре данный субъект отсутствует, нет гарантий, что этот контрагент в будущем там не окажется», — отмечается в заявлении Совета.
По данным СМИ, по состоянию на апрель 2016 года реестр содержал 6600 субъектов хозяйствования, а на апрель 2017 года — уже 7609. При этом 5375 субъектов были внесены в него исключительно на основании «нерасположения по своему юридическому адресу» и только 257 субъектов были признаны лжепредпринимательскими на основании приговора суда.
Таким образом, угроза обнаружения отношений с лжеструктурой распространяется на все большее число действующих субъектов хозяйствования. Поскольку необходимость проверять расположение партнера по юридическому адресу появилась лишь с 1 января 2013 года, а ретроспективное применение указа № 488 не ограничено никаким сроком, то под сомнение ставятся сделки 2010−2011 годов и практически ни одно из действующих юридических лиц или ИП не могут быть гарантированы от получения предписаний ДФР, отмечают эксперты.
О проблеме с исполнением норм указа TUT.BY уже писал. Управляющий партнер Baker Tilly Bel Павел Царев, в частности, обращал внимание, что поправками в указ № 488 от 2012 года предусмотрели алгоритм, который изначально предполагалось применять к субъектам хозяйствования, работавшим с лжепредпринимательскими структурами, и этот алгоритм был интересен, признал Царев.
«Это довольно простой механизм, позволявший государству восполнить то, что бюджет недополучил в результате работы компаний с лжепредпринимательскими структурами. Но прошло время, и этот подход, по мнению многих юристов и участников рынка, нуждается в корректировке. На мой взгляд, свою задачу на определенном этапе он выполнил, и нельзя допустить того, чтобы он стал препятствием для принятия бизнес-решений», — уверен юрист.
Сейчас на практике выходит, что если со временем контрагент, с которым работала компания, оказывается недобросовестным (пусть даже в момент совершения сделки об этом не было известно), то отвечать будет не только он, но и добросовестный участник сделки.
«Степень вины добросовестного контрагента при этом не имеет никакого значения. Если был факт сделки, работает алгоритм начисления налогов. Проблема в том, что по сути добросовестный контрагент постоянно находится под страхом того, что тот или иной покупатель окажется лжепредпринимательской структурой. Доходит до того, что выпускаются внутренние регламенты по проверке контрагентов, уходит масса времени на то, чтобы убедиться в том, что он действительно ведет деятельность, что лицо, которое будет заключать сделку, на это уполномочено. И это даже если с точки зрения бизнеса никаких опасений нет — к примеру, вы будете поставлять товар по предоплате», — отметил Павел Царев.