фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa
Нaгрaду в пoчeтнoй номинации «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова вручили 95-летнему Владимиру Этушу. Получая ее, он сказал:» Я долго-долго что-то делал как артист, и все. И больше ничего не делаю, только играю иногда.
Никогда не думал, что вы мне будете чего-то такое давать. Я много говорил за свою жизнь, а сейчас уже не могу».
Подсказывал ему, что сказать, худрук Театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас. Он называл своего актера великим из великих.
«За вклад в кинематографические науки, критику и образование» наградили Санкт-Петербургский университет кино и телевидения накануне его 100- летия. Спецприз Совета академии «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» вручили создателям телепроекта «Петр Лещенко. Все, что было…» Владимира Котта, который снят давно, но его по непонятным причинам долго не показывали.
Котт спрашивал у всесильных представителей федерального канала:»Когда? Хабенский скоро постареет». Наконец случилось. Как сказал Владимир Котт, получение «Ники» — акт справедливости.
В номинации «Лучший игровой фильм» из шести картин победила «Аритмия» Бориса Хлебникова. Также в номинации были представлены «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Салют-7» Клима Шипенко, «Теснота» Кантемира Балагова, «Холодное танго» Павла Чухрая.
В номинации «Лучшая режиссерская работа» победу одержал отсутствовавший Борис Хлебников. Он приступил к новому проекту. Продюсеру Сергею Сельянову оставалось лишь сказать:»Где Борис? Борис, ты неправ!»
Награду за «Лучшую сценарную работу» получили Наталия Мещанинова и Борис Хлебников все за ту же за «Аритмию». «Лучшая операторская работа» — Сергей Астахов, Иван Бурлаков при участии Кирилла Боброва за «Салют-7».
«Ника» за лучшую мужскую роль — у Александра Яценко в «Аритмии». У него была сумасшедшая поддержка в зале.
Награда в категории «Лучшая женская роль» присуждена Ирине Горбачевой в «Аритмии», отсутствовавшей в тот вечер. За нее вышел на сцену продюсер Сергей Сельянов.
Лучшими актерами второго плана стали Сергей Гармаш в «Холодном танго» и Владимир Ильин во «Времени первых» Дмитрия Киселева (двое в одной номинации, но на сцену вышел только Гармаш, поскольку Ильин находится на съемках), а также Алиса Фрейндлих в «Большом» Валерия Тодоровского. Она не смогла приехать в Москву, поскольку играла в это время спектакль в Санкт-Петербурге.
Рекордсменом по числу номинаций была «Аритмия». У нее — семь номинаций. У «Нелюбви» — шесть, у «Тесноты» пять.
«Лучшая музыка к фильму» написана Владимиром Дашкевичем к «Трем сестрам».
«Лучшая работа звукорежиссера» — Сергей Чупров в «Большом» Валерия Тодоровского.
«Лучшая работа художника» — Сергей Февралев и Юлия Макушина, «Лучшая работа художника по костюмам» — Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров. «Лучшая работа художника» — коллектив художников, трудившихся над многострадальной «Матильдой»: Вера Зелинская, Елена Жукова. А отвечавшие за костюмы Надежда Васильева и Ольга Михайлова в фильме Алексея Учителя тоже получили «Нику» в своей номинации.
«Лучшим неигровым фильмом» академики назвали ленту «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека» Олеси Фокиной, уже получивший «Золотого орла».
Из трех анимационных картин они предпочли «Два трамвая» Светланы Андриановой по мотивам стихотворения Мандельштама. «Открытием года» стал Александр Хант, снявший картину «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».
В номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» «Ники» удостоена грузинская картина«Кресло» Эльдара Шенгелая. Счастливый лауреат исполнил на сцене грузинский танец.