Госвопрос. Как развивается госслужба в Беларуси и в других странах

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

В   мирe интeнсивнo пeрeсмaтривaeтся рoль гoсслужбы. Кaк в   дaлeкиx, тaк и   в   сoсeдниx с   нaми стрaнax прoисxoдят рaзличныe рeфoрмы этoй сфeры, и   в   цeлoм, в   ниx прoсмaтривaются oбщиe трeнды. Oт   чинoвникoв xoтят бoльшeй эффeктивнoсти, прoфeссиoнaлизмa, прoзрaчнoсти и   независимости от   политического влияния   — даже в   странах, далеких от   идеала демократии.



Наталья Рябова окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в   2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует исследовательский центр BIPART (Белорусский институт реформы и   трансформации публичного администрирования), сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам, и   сайт «Открытые закупки», мониторящий государственные закупки. Фото из   личного архива

Эти тренды обсуждались 22−23   октября в   Минске на   конференции «Государственная служба: современное состояние и   перспективы развития», организованной Академией управления при президенте, Советом Европы и   Астанинским хабом государственной службы.


Большинство стран, «затеявших» реформы государственной службы, обращаются за   международной экспертизой, и   в   частности, сотрудничают с SIGMA   — экспертной инициативой Европейского союза и   Организации экономического сотрудничества и   развития. Государственная служба и   управление человеческими ресурсами как раз одни   из   направлений, по   которым эта организация консультирует страны (изначально те, которые хотели попасть в   ЕС, но   затем и   другие). SIGMA предоставляет как «универсальную» помощь в   виде методологических документов и   рекомендаций, так и   «индивидуальную» в   виде помощи отдельной стране в   ее   реформировании в   соответствии с   лучшими международными практиками. В   Беларуси SIGMA, к   сожалению, не   работает   — нет запроса со   стороны государства. Было несколько визитов и   презентаций с   их   стороны, однако политической воли сотрудничать не   было проявлено.


Среди других тем, которые обсуждались на   конференции, хотелось   бы обратить внимание на   следующие три: политическая независимость, прозрачность, и   агентство по   управлению госслужбой.


Политизацию называют одной из   серьезных причин неэффективности госслужбы. Под политизацией понимают связь с   публичными политиками: например, после выборов меняется правительство, назначается новый министр, и   он   формирует под себя полностью новую команду, в   итоге в   министерстве меняются все, чуть   ли не   до уборщицы, институциональная память теряется. Ясно, что эффективно работать такой новый состав сможет далеко не   сразу. Либо политизация может проявляться в   том, что госслужащий выполняет указания, поступившие от   какого-то важного лица, хотя оно не   является его начальством, или вынужден делать то, что не   входит в   его должностные обязанности, или то, что не   совсем законно, с   его точки зрения. А   что делать? В   суд   же потом не   обратишься, он   часть системы; в   профоюз   — тем более. Это также не   прибавляет эффективности и   инновативности работе госслужащих.


Именно для решения этой проблемы и   придумали разделение на   политические должности (например, министры) и   неполитические, связанные чисто с   государственным управлением (где-то это называется «канцлер», где-то «госсекретарь», где-то «старший госслужащий»). Это человек, который не   поменяется со   сменой министра, именно он   хранит «институциональную память» и   обеспечивает непрерывную работу органа или организации.


В   Беларуси, в   силу специфики нашей ситуации, ведутся споры   — то   ли   этой самой политизации у   нас нет совсем, то   ли, наоборот, все политизировано настолько, что по-другому уже и   представить сложно. Я   лично придерживаюсь второй точки зрения. Во   всяком случае, в   других странах этот вопрос обсуждается, принимаются всякие меры, чтобы защитить госслужащего от   возможного произвола сверху. А   у   нас замалчивается, как будто бестолковых указаний сверху у   нас никогда и   не   бывает.


Вторая тема, которую хотелось   бы затронуть   — это прозрачность. Много докладов об   этом, предсказуемо, было из   Украины   — и   о   возможностях гражданского общества принимать участие в   обсуждении и   реализации различных политик, и   о   прозрачности, связанной с   использованием современных технологий. Но   не   только оттуда   — другие страны тоже стараются работать в   этом направлении. У   нас тоже заметны некоторые действия властей.


Что касается специального органа, управляющего госслужбой, то   белорусская уникальность в   том, что у   нас его нет. Соответственно политикой в   области госслужбы занимается преимущественно Администрация президента, но   часть «размазана» по   другим органам. Этот вопрос уже обсуждался неоднократно в   течение последних десяти лет, однако «воз и   ныне там». Предлагались три варианта:


—   создание в   Беларуси такого органа, отвечающего за   политику в   области госслужбы;


—   выделение департамента в   Администрации президента для этой функции;


—   наделение этими полномочиями Академии управления при президенте.


Мало в   Беларуси применяются и   другие лучше практики касательно отбора, найма, оценки и   продвижения госслужащих. На   конференции, например, подробно описывалась работа Selor   — бельгийского агентства, отвечающего за   отбор госслужащих.


Конечно, не   все и   не   везде работает гладко; обсуждались и   проблемные вопросы. Например, в   Грузии недавно введенная система ежегодной оценки госслужащих дала при первом раунде (в   2018 году) такие результаты, что 41% получил оценку «превосходно», а   еще 58%   — «хорошо». Это, очевидно, странно, так как обычно высочайший балл получает 5−10% работников, а   не   почти половина. Теперь будет пересматриваться методология этой ежегодной оценки. В   Казахстане по-прежнему актуальны такие проблемы   как переработки, низкая зарплата, дисбаланс между руководящими работниками и   исполнителями. Много где говорят о   психологических проблемах (стрессах, выгорании, дегуманизации и   т.п.), от   которых страдают госслужащие.



«Госвопрос»   — цикл публикаций, в   которых TUT.BY и   коллеги из   СИМПА постараются без воды и   шор рассказывать об   актуальных вопросах госуправления в   нашей стране и   предлагать решения, основанные на   мировом опыте.


 

Теги: Минск
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.