фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa
Якутскaя дeлeгaция нa Бeрлинaлe.
Пoучaствoвaлa в сoздaнии картины и Германия, выделившая деньги, что весьма благородно. Странно, что Россия финансово не участвовала в этом проекте. Якутские актеры Феодосия Иванова, Михаил Апросимов и Галина Тихонова приехали в Берлин представлять фильм, снимавшийся в Республике Саха. Говорили они на родном языке, а помогала его понимать и переводила выступления земляков на английский продюсер Сардана Савина – краса и гордость якутского кино, его двигатель.
Год назад в Берлине представили целую программу якутского кино, а теперь еще одна победа для этого активного кинематографа, при мизерном бюджете, окупающегося в родном регионе. Милко Лазаров говорил по-болгарски, пояснив: «Потому что я болгарин». Такая история, по его мнению, могла произойти в Германии или любой другой стране: «Я выбрал север, потому что там все ощущается острее, и был озабочен эстетикой вещей и окружающей среды. Скоро исполнится 100 лет с момента появления фильма «Нанук» Флаэрти. Так что имя героя нашей картины – Нанук — выбрано неслучайно. Я находился под влиянием старого фильма, снятого в 1922 году. Мой собственный фильм для меня все равно, что зверь. К нему нужно осторожно подходить, чтобы не спугнуть».
Кадр из фильма «Ага».
Журналист из Канады, а эта страна наряду с Гренландией, изначально тоже рассматривалась, как место съемок «Аги», сравнила картину Милко Лазарова с фильмом Никиты Михалкова «Урга – территория любви». Она же первая заговорила о дырах, как символе необычной «Аги». Рана в животе матери, которую сыграла Феодосия Иванова, тоже подобна дыре. Дыра здесь ведет в ад. Герои словно бы все время находятся в очерченном круге.
Режиссер подтвердил верность такого видения: «Я выбрал дыру как метафору. Дыры герой пробивает во льду. В дыру может попасть человек. Попробуйте пропустить наш фильм через себя. Якутские актеры не знали болгарского языка, а я не знал якутского. Но мы понимали друг друга на космическом уровне. Снимали при температуре минус 40. Но я не могу сказать, что у нас были трудные моменты. Рад бы вам о них рассказать, но не буду придумывать то, чего не существовало».
Многих впечатлила собака Гектор породы маламут, снимавшаяся в картине, вместе с актерами жившая в условиях вечной мерзлоты. Оказалось, что пес жив и здоров, недавно стал отцом, как сказал режиссер. Африканский радиожурналист сравнил его с лошадью. Таких огромных собак он еще не видел. А саму картину назвал изюминкой в торте Берлинале.
Зрителей и журналистов поразила бескрайняя снежная равнина, белизна снега, какого многие из них никогда не видели. На пресс-конференцию пришли бразильские критики, их было несколько, журналисты из Вьетнама и Мексики. Преобладала же Северная и Южная Америка, и, судя по вопросам, приехавшие оттуда коллеги были потрясены увиденным. Возможно, не столько самой картиной, но представшим их взору пейзажем, бытом якутского народа. На вопросы о том, как живут в Республике Саха, сколько детей в семьях и крепки ли семейные узы, отвечали актеры.
Кадр из фильма «Ага»
Феодосия Иванова, у которой трое детей и много внуков, сказала: «Мы же знаем, как живет наш народ, маленькие этнические народы на территории Якутии. Поэтому нам трудно не было». Сыгравшая роль дочери Аги молодая актриса Галина Тихонова вспоминала, что заранее знала — роль будет маленькая, предстоит только один съемочный день. Но она ей понравилась. Интересно было сниматься вдали от городской жизни, где-то в районе месторождения. Михаил Абросимов, сыгравший отца по имени Нанук, вспоминал, как работали в холодную погоду. Днем температура достигала 30 градусов мороза, вечером снижалась до 40. Группе пришлось уехать далеко от населенных мест. «Мы северные люди, но и нам было сложно добираться в такие отдаленные уголки. Пса Гектора продюсеры нашли в Иркутске. Он оказался очень умным, поэтому работать с ним было просто» — рассказал в Берлине Михаил Апросимов.
Журналистов интересовало все. Вопросы не прекращались и после пресс-конференции. Присутствовавшие узнали, что в Республике Саха менее 1 млн. жителей, что дети, как и в фильме, уезжают от родителей, покидают сельскую местность, предпочитая жизнь в городе. Пришлось отвечать на вопрос, как снимал оператор внутри чума, какое было освещение. Африканского журналиста впечатлили кадры прорывающейся сквозь лед воды, и то, как Нанук вырезал куски льда, походившие на гигантские кристаллы, и вез их домой.
Картину сопровождает великолепно выбранная и специально написанная музыка. Это и 5-ая симфония Густава Малера, и сочинение болгарского композитора, живущего в США. «Мой любимый фильм – «Смерть в Венеции». Там тоже звучит музыка Малера. Я ее использовал в своей картине честь Висконти» — признался Милко Лазаров. Он так же рассказал, что съемки проходили на реке Лена, где очень красивые места, и все это великолепие теперь увидели зрители. Продюсеры, а они из разных стран, говорили о том, что идея фильма была такой же ясной и красивой как вода на экране. Изначально они хотели снимать в зоне вечной мерзлоты, поскольку чувства яснее в таких условиях.
Милко Лазаров проработал все до мельчайших деталей: «Нет искусства без тщательного выбора». Что бы он ни говорил про отсутствие трудностей, работала группа в экстремальных условиях. А потому приходилось постоянно использованную контролировать ситуацию. Режиссер рассказал, как жила съемочная группа: «Мы разместилась в 18 комнатах на одном этаже. Я тщательно следил за гигиеной, за тем, как меняют использованную одежду на чистую. Мы работали как врачи в операционной».
«Ага» поражает красотой северной природы, величием человека, способного жить там, где, казалось бы, не выстоять. Но ценность картины, скорее, музейно-познавательного свойства. Это своего рода наглядное пособие для всех интересующихся этнографией, реконструкция быта северного народа. До поэтических высот «Ага» не поднялась, хотя теоретически все было возможно. Ей не хватило космоса, выхода к звездам, метафизики. А без этого такая картина многое теряет, дальше повседневности не уходит.