Иллюзия потока. Почему в Украину не идут инвестиции

К дeньгaм нe гoтoв?
Стaтистичeский рoст oбъeмa инвeстиций, кoтoрый пoкaзывaeт Гoсстaт, нe сoвсeм вeрнo», — oбъясняeт экoнoмичeский экспeрт Aндрeй Блинoв. «Этo тexничeский рoст,— гoвoрит oн.— Львиную дoлю в рoст инвeстиций – этo рeфинaнсирoвaниe дoчeрниx бaнкoв иx мaтeринскими структурaми, в пeрвую oчeрeдь рoссийскиx бaнкoв. Этo прeoбрaзoвaниe из пeрвoнaчaльныx крeдитныx линий, выдaнныe «дoчкaм».

Oбeщaнныe гoсудaрствoм с цeлью дeрeгуляции и упрoщeния вeдeния бизнeсa нa прaктикe oкaзывaются вeсьмa сoмнитeльными нaчинaниями, считaeт Aндрeй Кoзин, упрaвляющий пaртнeр Focus Estate Fund. «Упрoщeниe рaбoты нoтaриусa, кoтoрoгo мы всe тaк ждaли, вызвaл целую волну рейдерства и противозаконных действий с недвижимостью,— говорит эксперт.— На фоне разбалансированной правоохранительной системы, а также судебная власть, которая не гарантирует справедливой защиты, это выглядит очень непривлекательно».
Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ, бывший вице-премьер-министр и экс-министр экономики, вспоминает две инвестиционные волны, накрывшие в свое время на Украине: одно произошло на излете «лихих 90-х», когда отечественная экономика впервые начинает проявлять признаки жизни, и второй – после первого Майдана, с приходом к власти Виктора Ющенко.
На Украине уже 3 000 старт-апов, рост идет на 100% в год. Предоставляют рабочие места для тысяч украинцев. Президент петр Порошенко в своем ежегодном выступлении в парламенте, открывая новый политический сезон, сказал: «это Должен быть ураган сметет все препятствия на пути бизнеса и инвесторов. Эксперты сомневаются в том, что Украина стоит на пороге инвестиционного бума. И правительство действует в правильном направлении. Мы должны поддерживать ИТ-сектор».
По мнению исполнительного директора Фонда Блейзера в Украине Олег Устенко, в период правления Ющенко, объем прямых иностранных инвестиций показал свой исторический максимум в 2005-м году, в Украине уже более 10 миллиардов долларов.
Той же темы коснулся во время выступления в Мариуполе на заседании Нацсовета реформ. В унисон Госстат озвучил информацию: объем инвестиций за первое полугодие текущего года на 5,4% превысил значение за аналогичный период прошлого. Можно предположить, что тема экономического роста будет главным в политике государства. сентября 2016. Президент о росте экономики, новых рабочих мест и привлечения инвестиций за минувшие 7 дней говорит, что не в первый раз, пишет Светлана голландс в № 34 журнала Корреспондент от 9.
Инвестрынки только один азиатском регионе и США растут на 2% в год, говорит эксперт. По словам управляющего партнера Blackshield financial advisers group Ltd Максима Корецкого, инвестиционных денег в мире, всего достаточно. «Много денег – но мы не можем это принять»,— говорит Максим.
Правда, здесь шучу: я надеюсь, но мы не верим. Приход Ложкина этой структуры, эксперты уже называют одним из ключевых событий в инвестсфере: он хорошо известен не только как успешный предприниматель, но и как виртуоз в переговорах на всех уровнях сложности. И это означает, что есть шанс, что проанонсированная Ложкиным «инвестиционная Мекка», который обещает превратить Украину, все же состоится, надеются экономисты.
Но в мире уже хорошо видели, и все денег больше нет. Так же здесь инвестиции? Это не потому, что нас на прочность. «Они до сих пор ждут инвестиций с надеждой, что деньги будут идти только через них, – резюмирует Лановой. Из земли трещины и собственные местные предприниматели – они идут туда, где бизнес рискованный, где завтра им не ограбят, не убьют и будут вымогать деньги… – Воспринимают инвестиции как инструмент получения сверхприбылей. В такой обстановке на Украине, мало кто осмелится прийти». Просто на Западе считают, что деньги не доходят до цели. Даже не денег, которые запланированы в качестве экстренной помощи.
Наши банки покупались за сумасшедшие деньги – цена вопроса зашкаливала за миллиардные показатели». Позже, после Майдана-2004, инвесторы – в первую очередь, финансовый сектор — положительно отреагировали на президентский пост Ющенко. Украинская банковская система, должен заметить, очень давно привлекает иностранных инвесторов: дается неслыханные прибыли – проценты были просто невероятные для иностранцев. Все знали, что это банкир и ожидали, что в банковской системе будет быстро развиваться. Все ломились сюда, чтобы заработать.
— Тем не менее, подобные проекты в Украине не существует. Главное, по словам Козина, что инвестиции сегодня являются неинтересно экономически. Инвесторы – это люди, которые умеют хорошо считать. Какие-либо предложения, с прибылью 10-14%, что это может быть интересно: такие предложения можно найти в гораздо более богатых странах». «Идти в таких условиях [коррупция, война, зарегулированность экономики и пр.] имеет смысл только, когда есть проекты с гарантией прибыли 20% в год и выше,— анализирует Козин.
Страна, которая вобрала в себе весь список возможных рисков, не может рассчитывать на быструю инвестиционный прорыв, пока не уберет эти риски, считает эксперт. С этим мнением согласен и глава набсовета MA Group Андрей Малафеев. Несовершенная правовая и налоговая система, правовой беспредел, неуверенность собственности, неурегулированность многих законодательных нормах, социальной, валюта, армия, внешние риски, весь этот набор создает сегодня мощный барьер для новых инвестбума, убежден Малафеев. В этой же инвестиционный бум, по словам Блинова, нам еще очень далеко.
Деление на «волны»

И начали толпами уходить». Тем не менее, инвесторов ждало скорое разочарование, вспоминает Лановой. Портфеля банка были по большей части дутыми, качество активов – отвратительно, политика Центрального банка, странным и непредсказуемым, особенно после кризиса в 2008 году. «Контроллер искренне помочь «своим» банкам, выдает им рефинанс, в то время как остальные вынуждены были работать в условиях агрессивной среды,— отмечает Владимир Лановой. — Инвесторы выводы: здесь много не заработаешь, и в условиях потери стабильности ты можешь только потерять. Барьеры, которые пытались поставить НБУ, только раззадоривали пакующих чемоданы инвесторов и стремились всеми правдами и неправдами отказаться от «многообещающей» Украину как можно скорее.

При этом аргументы экспертов вовсе не сводятся к тому, что с нами не хотят делиться деньгами. И это несмотря на то, что большинство специалистов оценивает перспективы экономического роста скептически, напомнив, что год назад тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк заявил, то есть, о том же, о чем президент сейчас.
Судья: много Денег – но мы не можем это принять

Но… перспективнейший проект остался на бумаге. Один из самых показательных примеров, который до сих пор у всех на слуху: попытка группы компаний ИКЕА идти на украинский рынок. Это было, напомним, что в 2005-м, IKEA планирует создать сеть из девяти магазинов в пяти крупнейших украинских городах. Многомиллиардные инвестиции, тысячи рабочих мест.
Большие надежды эксперты возлагают на меняющий в настоящее время формат Национального инвестиционного совета, который возглавил Борис Ложкин, бывший глава администрации президента. Действительно ли все так безнадежно?

Кэш-памяти в десятки миллионов

***

– На рубеже тысячелетий молодая дерзкая Украина была интересная мирового бизнеса: у нас до тех пор стабилизировалась, денежная единица, начался рост малых и средних предприятий, во всем мире, это хорошо видели. Прошла приватизация, и многие украинские, казалось инвесторов очень привлекательно. «В конце 90-х-иностранцы охотно вкладывали в наши предприятия, скажем, французы пошли в Николаевский цементный завод, позже, уже в 2000-х «Пепси-Кола» приобрела «Сандору», появились в ведущих немецких предприятий, – отмечает Лановой.

Блины видит еще две причины, почему даже рисковые инвесторы обходят Украину стороной: чрезвычайно низкого платежеспособного спроса в стране, связанная с падением экспорта (для кого-то, чтобы создать продукт?) и – зашкаливающая зарегулированность всех процессов, с которыми мы отважно, но малорезультативно матч в последнее время.

Владимир Лановой вспоминает: в Винницкой области немцы решили приобрести бизнес – за 3 миллиона долларов. Таких историй в деликатной области инвестиций – уйма. Местные власти открыто выразил инвестор, забирай предприятие, но вы должны платить дополнительные 3 млн Чиновники всех рангов хорошо понимают: инвестиции – это необъятное поле для их обогащения.
Конечно, вторая волна снизилась не только «дутые» банковский портфель. Иностранные инвесторы — и в этот момент к нам стучались и добропорядочные компании с мировыми именами — пришел в шок от разноцветия доморощенной коррупции и степени ее цинизма.
Тем не менее, Украина не отреагировала. IKEA разгласила эту информацию, даже назвал конкретные имена. Шведы не устояли под тяжестью коррупции. С тех пор прошло 11 лет, намерение IKEA не изменился, официальный представитель компании Йоханссон, Кайса в этом году, сказал: компания не имеет никаких планов, чтобы вернуться в Украину – то занялись, Индия. Суммы, которые им предложили заплатить за решение той или иной проблемы, зашкаливали – десятки миллионов долларов.

«Влияет ли война на инвестпривлекательность? Появились целые частные армии. Их задействуют для рейдерских атак, которые в последнее время резко участились. Это означает, что инвестор на Украине сегодня вынужден не только защитить свое имущество, но также инвестировать в собственные «карманные» батальоны, чтобы физически охранять бизнес». Воины действуют вне закона, которые зарабатывают на званиях участников АТО, играют мышцы. Примечательно, что на этом фоне даже военные действия, специалисты считают важной, но не решающей причиной отсутствия инвестиций. – задается вопросом Андрей Блинов.— Страна наводнена вооруженными группами, часть из которых контролируется государством, а часть – нет.
Этот материал опубликован в № 34 журнала Корреспондент от 9. сентября 2016. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net можно ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.