Произведения искусства, которые мы считаем шокирующими и эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
Жители Древнего Рима любит искусство, полное насилия и секса. Некоторые объекты культуры той эпохи могут показаться нам исполненными непристойности и жестокости, но римляне, возможно, смотрели на них другими глазами, пишет автор BBC Culture.
XVIII века выяснилось, что очень хорошо для археологов. Это было то, что были обнаружены руины Помпеи и Геркуланум — римских городов, погибших при извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры. На одной Вилле просто папирусов неподалеку от Геркуланума в промежутке между 1750 и 1761 годы из-под слоя пепла откопали 85 античных скульптур.
Но случались и неловкие моменты. Представьте себе, как должны были чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752 года, откапывая в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII самую скандально известную из найденных на вилле скульптур. Вырезанная из цельного блока итальянского мрамора, она представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, занимающегося любовью с козой.
Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и, глядя ему прямо в глаза. Короля такая откровенная находка, мягко говоря, недоумение.
В отличие от большинства предметов, найденных в XVIII веке на развалинах Помпеи и Геркуланум, эту статуэтку спрятал подальше от общественности. Смотреть на него было возможно только с разрешения правителя. Однако, помимо ужаса с небес вызывала и любопытство. Переговоры о неприличной скульптуры распространилась по Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества англичан, кто играл в Grand tour (обязательно в среде европейских аристократов образовательные поездки).
Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс по памяти восстановил статую в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая коза скорее удивлена вниманием Пана, в то время как животное с римского оригинала выглядит почти покорной.
Один из самых скандальных античных произведений — скульптура бога пастушества и скотоводства Пана с козой, обнаруженная в развалинах Геркуланума в 1752 году
Сама не знает, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Различные культуры по-разному воспринимают те же самые явления. Произведения искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
В наше время скульптура Пана с козой вновь вызывает у публики учащенный пульс. Обычно ее можно увидеть в Секретном кабинете Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов римского искусства. И в 2013 Г на время одолжили лондонскому Британскому музею в рамках выставки «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме». Неприметная табличка на входе предупредил посетителей о том, что выставка «включает материалы откровенного содержания».
Шокирующие сад
В эти дни искушения, определить скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, но не будем спешить. На Вилле папирусов была также и библиотека из сотен свитков. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным.
Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями. Тем не менее, даже при поверхностном ознакомлении с древнеримским бытом становится очевидным, что такого объяснения недостаточно. В настоящее время люди часто расставляют у себя в саду декоративные фигурки гномов. В то время как римляне предпочитают более сексуальные и кровожадные образы. На той же выставке в Британском музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного исполнения — пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охотничьими псами. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть.
Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый 1-79 веке нашей эры и найденный в Геркулануме: два оленя, на которых нападает стая собак
Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, тем не менее, представляют собой весьма жестокое зрелище. И, несмотря на несомненное мастерство ваятеля, по нынешним стандартам такие тревожащие воображения сцены могут показаться не совсем подходят в качестве украшения сада. Как стоял на выставке в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, собирающегося справить нужду.
Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. Один из моих любимых древнеримских скульптур — бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву, и приятная ужасного наказания. С него собираются содрать кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, брошенный богу Аполлону. До нашего времени сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену — в том числе вырезанных из мрамора с розовыми прожилками, от цвета, которые на коже бежит мороз. Так и представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит нож палача.
Один из нескольких сохранившихся до наших дней статуй сатира Марсия, привязанного к дереву. Теряет музыкальный конкурс Аполлону, Марсий был приговорен к смерти через сдирание кожи
Аналогичные чувства вызывает и известная мраморная скульптурная группа «Лаокоон», обнаруженная в Риме и помещенная во двор ватиканского дворца Бельведер Папой Юлием II. в 1506 году Искаженные страданием лица троянского жреца Лаокоона и двоих его сыновей, их бьющиеся в судорогах конечности, обвиваемые быстрыми, как молнии, морскими змеями, не одно столетие преследуют воображение западного человека. Эта скульптура вдохновила множество художников и писателей — от Микеланджело до Диккенса.
Мраморная статуэтка, датируемая 1-79 века нашей эры, изображает Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания после употребления
Не так удивительно, что древние римляне, почитавшие служение государству и авторитет власти за великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве. В конце концов, устраивавшиеся ими гладиаторские игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, были ничем иным как вариантом ритуальных человеческих жертвоприношений. Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизации и варварства.
Скандальная статуя
Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в римской культуре не менее важную роль, чем насилие. Несколько лет назад, снимая для би-Би-си документальный сериал под названием «Сокровища Древнего Рима», я посетил раскопки Помпей. Тот факт, что на одном из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, меня не особо удивил, однако мне показалось странным, что многие здания украшены табличками с изображением эрегированного полового члена.
Мраморная скульптурная группа, изображающая троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытающихся освободиться от удушающих объятий морских змей, которых на них наслал Посейдон
По одной из первоначальных теорий, эти таблички указывали дорогу до ближайшего публичного дома в Помпеях было предостаточно — по некоторым оценкам, не менее 35 нажмите на город с населением около 12 000 человек. Но в настоящее время большинство ученых склоняется к тому, что фаллический символ играл во времена античности роль ее амулета, оберега от злых сил.
Эта версия объясняет также и появление фаллоса в других контекстах древнеримской культуры: на выставке в Британском музее, например, один из экспонатов был любопытный предмет, известный как тинтиннабулум — крылатый фаллос, который оснащен своим собственным фаллосом, а также львиными лапами и хвостом, с подвешенными к конечностям пятью колокольчиками. Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не был бы слишком неуместным дополнением к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители рассматривают скульптуру Пана заботы сношения с козой.
Тинтиннабулум является крылатый фаллос с лапами льва и привязанными к ним колокольчиками
Такие выставки, как «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме», вызывают у нас захватывающее чувство близости к нашим античным предкам. Бронзовый бюст римского банкира выполнен настолько жизненно, что, кажется, можно поймать черты характера изображенного. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки розового пигмента, который, возможно, неведомая нам римская матрона использовала когда-то в качестве румян.
Но стоит взглянуть на произведения, как Пана с козой, и древний мир вновь отодвигается во тьму веков, и разделять наши цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пропасть. Мы никогда не можем полностью понять, какое впечатление эта скульптура производила на римлян. Возможно, что то, что мы воспринимаем как разврат и насилие, вызвал у них приступы смеха. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — отношение древних римлян к сексу и насилие, радикально отличалось от нашего.